Ввод логических переменных с клавиатуры.

В отличие от переменных целого, вещественного или символьного типов данных, булевские переменные нельзя вводить с клавиатуры, их можно только выводить на экран. Однако можно использовать небольшую хитрость. Для того чтобы можно было ввести булевскую ...

Процедура Writeln в Pascal

Помимо зарезервированного слова Write, для вывода сообщения на экран в Pascal используется процедура Writeln. Отличие процедуры Writeln от оператора Write заключается в том, что Writeln после вывода сообщения на экран переводит курсор на другую ...

Умножение, деление, сложение, вычитание вещественных чисел в Pascal.

С вещественными числами можно производить операции умножения, сложения, вычитания, а также операцию деления. Причем операция деления отличается от операции Div. Деление вещественных чисел - это обычное математическое деление, в результате которого ...

Циклы и массивы

Линейные процессы вычислений.

Простейший алгоритм представляет собой цепочку блоков (операторов) от начального блока до конечного. Каждый блок должен быть выполнен один единственный раз. Это линейный алгоритм. Он отражает ...

Табулирование функций.

Задача табулирования функции предполагает получение таблицы значений функции при изменении аргумента с фиксированным шагом. В качестве исходной информации должны быть заданы: Х0, Хn – начало и конец ...

Подпрограмма в Паскаль является отдельной независимой частью программы,  которая обладает той же структурой, что и основная программа. Таким образом, подпрограмма имеет заголовок, разделы описания переменных, констант, процедур, функций и т.д.

Использование подпрограмм обусловлено несколькими причинами, среди которых:

  • Улучшение структуры программы, что облегчает ее понимание.
  • Отсутствие необходимости повторять в программе многие фрагменты.
  • Избавление от многих ошибок, которые мог бы допустить программист.

Основными подпрограммами в Паскаль являются процедуры и функции.
Разделяют стандартные подпрограммы и пользовательские. Стандартные подпрограммы включены в язык Pascal (например, процедура clrscr, которая очищает экран, или функция cos, которая возвращает в качестве своего значения косинус числа). Пользовательские подпрограммы пишутся программистом как отдельная мини-программа, которая присоединяется к основной программе.
Для объединения программы и подпрограммы используется 2 метода:

  • Текст подпрограммы записывается в основной программе в соответствующем разделе (для процедур этот раздел называется Procedure, для функций – Function).
  • Текст подпрограммы записывается в отдельном файле (модуле), а затем подключается к основной программе.

Первый способ применяется, в том случае, если программа не очень большая, а подпрограмма не будет использоваться в других программах. Если же вы планируете использовать подпрограмму в других программах необходимо использовать 2-й способ.
Как уже было сказано, подпрограмма обладает той же структурой что и основная программа. Здесь следует лишь запомнить, что подпрограмма  имеет заголовок, который должен отличаться от заголовка основной программы. Кроме того, подпрограмма заканчивается не точкой, а точкой с запятой.
Подпрограмма начинает работать после вызова ее из основной программы. Вызов происходит путем указания в программе заголовка подпрограммы. При этом действие основной программы приостанавливается, и начинает работать подпрограмма. После выполнения всех операторов подпрограммы управление передается основной программе.
Любая подпрограмма должна быть описана до того как она будет использована в программе. Переменные, которые используются подпрограммой, бывают 2-х видов:

  • Локальные переменные описываются в разделе Var  подпрограммы и могут использоваться только этой подпрограммой.
  • Глобальные переменные описываются в разделе Var основной программы и могут использоваться как основной программой, так и подпрограммой, за исключением тех случаев, когда имена глобальных и локальных переменных совпадают. В этом случае подпрограмма будет использовать локальные переменные.

Для локальных переменных выделяется память в специальной области, которая называется стеком. После выполнения подпрограммы память освобождается, и результаты ее выполнения исчезают.
Как уже было сказано существует 2 вида подпрограмм, процедуры и функции. Основное отличие их друг от друга в том, что процедура выполняет какие-либо действия и не возвращает результатов этих действий. Функция, после выполнения каких-либо действий, возвращает результат. Например, процедура CLRSCR очищает экран, а функция ABS (-2) подсчитывает модуль числа -2 и возвращает в качестве значения число 2.


Оглавление : Уроки Паскаль. Процедуры и функции.

Следующая статья : Процедуры в Паскаль.


Комментарии   

-29 # арюна 30.05.2012 04:22
найти максимальную сумму элементов матриц С(mxn) и D(kxl)по строкам.
Ответить
-27 # Finn 26.12.2012 12:29
:D
Ответить
-28 # fdgdf 18.01.2013 08:52
сада маза фака я не буд плакать обажаю боль поиграй же со мной ! блэээээээээээээ э
Ответить
+5 # Нео 15.02.2013 14:14
Ого, да вы жесткие хейтеры у всех дизлайки :zzz
Ответить
-20 # tekk 25.03.2013 07:04
Даа, есть же хейтеры на свете!!! :-x
Ответить
-24 # ы 01.07.2014 07:10
:-x :-x :-x
Ответить
+3 # stark_978 07.05.2016 16:40
хорошая статья
были бы еще примеры
Ответить
+3 # nurai 30.03.2017 04:45
да хорошая статья ьолько приеры нету :-? :lol:
Ответить

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

   ГлавнаяПаскальПроцедуры и Функции