Использование вложенного оператора If.

Условные операторы в Pascal можно вкладывать друг в друга. Для этого используется вложенный оператор IF. Рассмотрим это на примере программы, которая будет считать количество корней квадратного уравнения.

Использование Var, Integer, Readln.

Процедура Readln используется не только для задержки экрана. Ее основная задача - ввод данных с клавиатуры. В этой статье мы научимся вводить числа с клавиатуры, и потом выводить их на экран. Для этого нам будет необходимо познакомиться с разделом ...

Функции LENGTH и CONCAT.

Функция Length возвращает в качестве значения длину строки. Например, если в строковой переменной «stroka» записано слово «Pascal», то Length(stroka) будет равно 6. Эта операция аналогична операции Ord(stroka[0]), которую мы разбирали в 1-м уроке. ...

Циклы и массивы

Отображение на экране значений двумерного массива.

Если в результате работы вашей программы необходимо значения каждого элемента двумерного массива отобразить на экране монитора, то можно воспользоваться любым из двух способов, описанных ниже.

Тип данных Char.

Тип CHAR (литерный, символьный). Этот тип задает конечное упорядоченное множество символов (литер), допускаемое в конкретной реализации языка.

В данной статье описывается структура программы в Pascal, описывается каждый раздел, который может присутствовать в программе.

Программист вводит текст программы, произвольно располагая строки на экране. Отступ слева выбирает сам программист, чтобы программа была более читабельной. В одной строке допускается писать несколько операторов. Длинные операторы можно переносить на следующую строку. Перенос допускается в любом месте, где можно сделать пробел. Максимальная длина строки не должна превышать 127 символов. Из соображений наглядности, удобства просмотра и отладки программы рекомендуется длину строки ограничивать 80 символами. Программы имеют жесткую структуру, описанную в таблице 12.

struktura programmih v paskalj

Синтаксические правила построения предложений языка можно описывать следующими способами:

  • схемой (форматом предложения или раздела). В учебном процессе выбран именно этот способ, поскольку он наиболее понятен начинающему программисту;
  • синтаксической диаграммой. Этот способ детально формализует синтаксис предложения и используется разработчиками трансляторов с языка Паскаль;
  • порождающими правилами РАСШИРЕННЫХ БЭКУСА-НАУРА ФОРМ (РБНФ). Это весьма компактный и в то же самое время наглядный способ записи языковых конструкций. Этот способ используется в статьях и научных разработках. В данном курсе используются только пять элементов РБНФ (таблица 13).

struktura programmih v paskalj.


Раздел описания модулей USES.
Раздел имеет структуру:
USES Модуль 1, Модуль 2, ... Модуль N, где за ключевым словом USES указывается список, в котором перечисляются все имена библиотек (модулей) стандартных и пользовательских, к процедурам и функциям которых есть обращение в программе. Если таких обращений нет, то раздел USES не нужен.
Пример:
USES CRT, GRAPH, HELP, MYLIB;
В этом примере две стандартные библиотеки — CRT, GRAPH и две пользовательские библиотеки — HELP, MYLIB.


Раздел описания меток LABEL.
Раздел имеет структуру:
LABEL Метка 1, Метка 2, Метка N, где за ключевым словом LABEL указывается список, в котором перечисляются все имена меток, встречающихся в программе.
Пример:
LABEL Ml, 12_BL, 9999;
Метки позволяют менять естественный ход выполнения программы. Ссылка на метку осуществляется оператором GOTO . Если в программе меток нет, то раздел LABEL отсутствует. В теле программы (в разделе операторов) метка ставится перед требуемым оператором и отделяется от него двоеточием.
Пример:
М27: X := А * В - С/2;
Областью действия метки является блок, где она описана. Ниже приведена схема использования меток в тексте программы.

LABEL метка 1, метка 2;
BEGIN
метка 1: <оператор 1="">;

метка 2: <оператор 2="">;

END.


Раздел описания констант CONST.
Раздел существует, если в алгоритме используется по крайней мере одна константа, то есть величина, не изменяющая своего значения в процессе выполнения программы. Попытка изменить значение константы в теле программы будет обнаружена на этапе трансляции.
В стандарте на Паскаль константы определяются следующим способом:

CONST
<идентификатор 1=""> = <3начение 1="">;
<идентификатор 2=""> = <3начение 2="">;
<идентификатор n=""> = < Значение N>;

Примеры констант:
CONST
А = 15.7;
BXZ = 'Серия N123/5';
MIN_IND = id="mce_marker"5D;
С_10 = -0.57Е-6;
L125 = 695;
FLAG = TRUE;
Константа может иметь только предопределенный (стандартный) тип данных. Тип присваивается константе по внешнему виду значения и в соответствии с этим типом отводится память для хранения значения константы.
В качестве расширения стандартного Паскаля разрешено использовать выражения, составленные из ранее определенных констант и некоторых стандартных функций (Abs, Chr, Hi, Length, Lo, Odd, Ord, Pred, Prt, Round, SizeOf, Succ, Swap, Trunc). Примеры использования константных выражений:
CONST
Min = 0;
Max = 250;
Centr = (Max-Min) div 2;
Beta = Chr(225);
NumChars = Ord('2') - Ord('A')+l;
Message = 'не хватает памяти';
ErrStr = 'Ошибка:' + Message + '.';
Ln10 - 2.302585092994045884;
Ln10R = 1/Ln10;
Константные выражения вычисляются компилятором без выполнения программы на этапе ее создания.


Раздел описания типов TYPE.
Стандартные типы данных (REAL, INTEGER, BOOLEAN, CHAR) не требуют описаний в этом разделе. Описания требуют только типы, образованные пользователем.
Концепция типов — одно из основных понятий в языке. С каждым данным связывается один и только один определенный тип.
Тип — это множество значений + множество операций, которые можно выполнять над этими значениями, то есть правила манипулирования данными. Использование типов позволяет выявлять многочисленные ошибки, связанные с некорректным использованием значений или операций еще на этапе трансляции без выполнения программ.
О Паскале говорят, что он строго типизирован, то есть программист должен описать все объекты, указывая их типы, и использовать в соответствии с объявленными типами. Программы становятся более надежными и качественными. При компиляции информация используется для уточнения вида операции. Так знаком + для данных типа REAL и INTEGER обозначается операция сложения, а для множеств (тип SET) — объединение. Структура раздела описания типов имеет вид:

TYPE
<имя 1=""> = <значение 1="">;
<имя 2=""> = <значение 2="">;

<имя l=""> = <значение l="">;

Имя типа представляет собой идентификатор, который может употребляться в других типах, описанных вслед за данным типом. Раздел TYPE не является обязательным, так как тип можно описать и в разделе переменных VAR. Примеры описания пользовательских типов:
TYPE
DAY = 1..31; Year = 1900.. 2000; {Интервальный тип}
LatBukv = ('А', 'С, 'D', 'G, 'Н'); {Перечисляемый тип}
Matr = array[-1..12, 'А'.. 'F'] of real; {Регулярный тип}


Раздел описания переменных VAR.
Это обязательный раздел. Любая встречающаяся в программе переменная должна быть описана. В языке нет переменных, объявляемых по умолчанию. Основная цель этого раздела определить количество переменных в программе, какие у них имена (идентификаторы) и данные каких типов хранятся в этих переменных. Таким образом, переменная это черный ящик, а тип показывает, что мы в него можем положить.
Структура раздела имеет вид:

VAR
<список 1="">:<тип 1="">;
<список 2="">:<тип 2="">;

<список n="">:<тип n="">;

Тип переменных представляет собой имя (идентификатор), описанный в разделе TYPE при явном описании типа, или собственно описание типа в случае его неявного задания. Примеры описания переменных:
TYPE
DAY= 1..31; Matr = ARRAY[1..5,1..8] OF INTEGER;
VAR
A, B: DAY; X, Y: Matr; {явное описание типов }
YEAR: 1900.. 2000; LES: (LPT, PRN); {неявное описание типов }
А, В, CD, FER51: REAL; {описание переменных стан-}
EQUAL: BOOLEAN; SH: CHAR; {дартных типов производится }
I, J, К: INTEGER; {только в разделе VAR}


Раздел описания процедур и функций.
Стандартные процедуры и функции, имена которых включены в список зарезервированных слов, в этом разделе не описываются. Описанию подлежат только процедуры и функции, определяемые пользователем.

PROCEDURE <имя> (<параметры>); {заголовок процедуры}
<разделы> {тело процедуры }
BEGIN
<раздел>
END;

FUNCTION <имя>(<параметры>): <тип>; { заголовок }
<разделы> {тело функции}
BEGIN
<раздел>

Структура процедур и функций та же самая, что и у основной программы. Отличие описаний состоит в том, что идентификаторы констант, переменных, процедур и функций, описанных в соответствующих разделах описаний пользовательских процедур и функций, распространяются только на блоки, где они описаны и на блоки внутренние по отношению к ним. На внешние блоки, в том числе на тело основной программы, они не распространяются.


Раздел операторов.
Это основной раздел, именно в нем в соответствии с предварительным описанием переменных, констант, функций и процедур выполняются действия, позволяющие получать результаты, ради которых программа и писалась.
Синтаксис раздела операторов основной программы:
BEGIN
<оператор 1=""> { Операторы выполняются}
<оператор 2=""> { строго последовательно}
… {друг за другом.}
<оператор n="">
END.


Комментарий.
Это пояснительный текст, который можно записать в любом месте программы, где разрешен пробел. Текст комментария ограничен: слева - '{', справа - '}', и может содержать любые символы. Комментарий игнорируется транслятором, и на программу влияния не оказывает.
Пример использования комментария:
PROGRAM PR;
<разделы>
BEGIN
<оператор 1="">
<оператор 2="">
{< Оператор 3; >

<оператор n=""> }
END.
Средства комментария часто используются для отладки. Так в приведенном выше примере, операторы — 3,... N, заключенные в фигурные скобки, временно не выполняются.


Правила пунктуации.
Основным средством пунктуации является символ точка с запятой – ';'.
1. Точка с запятой не ставится после слов LABEL, TYPE, CONST, VAR, а ставится
после каждого описания этих разделов.
2. Точка с запятой не ставится после BEGIN и перед END, так как эти слова – операторные скобки.
3. Точка с запятой разделяет операторы, и ее отсутствие вызовет:
А := 333 {ошибка — нет ';'}
В := А/10;;;;; {четыре пустых оператора}
4. Возможна ситуация:
END; следует писать END
END; > END
END; END;
5. Допускается запись метки на пустом операторе — <метка>: ;
6. Точка с запятой не ставится после операторов WHILE, REPEAT, DO и перед UNTIL.
7. В условных операторах ';' не ставится после THEN и перед ELSE.


Предыдущая статья: Стандартные функции в Паскаль.
Оглавление: Лекции по Pascal.
Следующая статья: Программирование вычислительных процессов.


Комментарии  

 
+12 #   07.11.2012 07:29
ещеб примерчиков для полного понимания написанного
Ответить
 
 
0 # Мария 05.03.2013 06:15
Хорошо написано :D
Ответить
 
 
+1 # Алег 29.04.2014 01:48
:cry: :sad:
Ответить
 
 
+1 # Хуй 28.10.2015 10:16
:lol:
Ответить
 
 
+1 # ппп 23.10.2016 18:07
ппп :-)
Ответить
 
 
+1 # jans 19.12.2016 09:20
:sigh: ;-) 8)
Ответить
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

   ГлавнаяПаскальЛекции по Паскаль