Ввод логических переменных с клавиатуры.

В отличие от переменных целого, вещественного или символьного типов данных, булевские переменные нельзя вводить с клавиатуры, их можно только выводить на экран. Однако можно использовать небольшую хитрость. Для того чтобы можно было ввести булевскую ...

Div, Mod, сложение, вычитание в Pascal.

Помимо операций умножения и сложения, над целочисленными переменными производятся операции Div (операция целочисленного деления), Mod (вычисление остатка от целочисленного деления), операция вычитания «-».

Константы в Pascal.

Иногда, бывает так, что у нас в программе встречаются величины, которые не меняются в процессе выполнения программы (т.е. фактически они противоположность переменных). Такие величины называются константами. Константы указываются в специальном ...

Циклы и массивы

Тип данных Boolean.

Тип BOOLEAN (булевский, логический). Логический тип в языке Паскаль задается как перечисляемый тип, содержащий всего два значения, которые имеют идентификаторы FALSE (ложь) и TRUE (истина).

Алфавит языка Паскаль.

Алфавит и словарь языка программирования Паскаль. Программа формируется из предложений, состоящих из лексем и разделителей, которые в свою очередь формируются из конечного набора литер, образующих ...

Функция может вызывать другую функцию, та в свою очередь третью и т.д. В результате программы приобретают иерархическую структуру.

Простая рекурсия.

В Паскале допускается, чтобы функция вызывала саму себя. Такой способ вызова называется простой рекурсией. Классическим примером использования рекурсии является вычисление факториала целого положительного числа — n!.
Пример 6. Найти факториал N!, используя рекурсивную функцию FACT. Вычисление факториала осуществляется по рекуррентной формуле:

Rekursivnihe vihchisliteljnihe processih

В этой программе рекурсивный процесс с каждым шагом упрощает задачу, сводя n! с помощью рекуррентной формулы к (n-1)! и далее до 1!, который по определению равен единице. Это событие и является решением, обеспечивающим завершение процесса вычисления факториала.


PROGRAM PR6;
VAR N: REAL;
FUNCTION FACT(A: REAL): REAL;
BEGIN
IF (A = 0) OR (A = 1) THEN FACT := 1
ELSE FACT := A * FACT(A - 1) {Рекуррентная формула}
END;
BEGIN
WRITELN(‘Введите число N');
READLN (N);
WRITELN(N: 3:0, '!=', FACT(N): 7:0)
END.


Графическими алгоритмами, в том числе и структурограммой, работу рекурсивной функции объяснить невозможно по той причине, что в оперативной памяти возникает и параллельно существует семейство копий такой функции с разными исходными данными. Пусть мы решаем пример 6 для 5! Временная диаграмма вычислительного процесса представлена на рис. 1.3.
При вводе параметра N = 5 в момент времени Т1, происходит вызов рекурсивной функции FACT(5) из тела основной программы. Вы можете купить Серверы Cisco UCS, которые обладают прекрасной вычислительной платформой по доступной цене. Управление передается функции. В соответствии с рекуррентной формулой в теле рекурсивной функции при вызове функции выполняется оператор FACT := А * FACT(A - 1) для А = 5, то есть вызывается функция FACT(4). Это происходит в момент времени Т2. В оперативной памяти создается еще один образ функции FACT и в качестве входного параметра ей дается значение А = 4. С момента времени Т2 по Т9 функция FACT(5) находится в пассивном состоянии, то есть существует, но не работает. С момента времени Т2 по Т3 выполняются операторы функции FACT(4).

Rekursivnihe vihchisliteljnihe processih.

Происходит анализ параметра А, и поскольку А = 4, вызывается функция FACT(3) в момент времени Т3. В оперативной памяти создается еще один образ функции FACT и в качестве входного параметра ей дается значение А = 3. С момента Т3 и до момента Т8 функция FACT(4) становится пассивной, поскольку управление она передала функции FACT(3). Функция FACT(3) вызывает функцию FACT(2), а та в свою очередь функцию FACT( 1). Функция FACT(1) является последней в семействе, то есть она возвращает значение равное 1 в функцию FACT(2) в момент времени T6. В этот момент код функции FACT(l) удаляется из оперативной памяти. Функция FACT(2) становится активной, вычисляет значение равное 2 и в момент времени Т7 передает управление FACT(3). Функция FACT(2) в момент времени Т7 удаляется из памяти. Этот процесс продолжается до момента времени Т10, когда рекурсивная функция завершает свою работу, возвращая вычисленное значение коду основной программы. Опыт изучения рекурсивных функций показывает, что, несмотря на приведенное выше подробное описание, программист все же плохо чувствует работу рекурсивных программ, поскольку принцип их действия выходит за рамки интуитивного понимания процессов программирования.


Предыдущая статья: Использование массивов и функций в качестве формального параметра.
Оглавление: Лекции по Pascal. Часть 2.
Следующая статья: Описание процедур.


   ГлавнаяПаскальЛекции по Pascal. Часть 2.Рекурсивные вычислительные процессы.