Если в текстовом режиме работы Pascal минимальной единицей экрана является символ, то в графическом режиме – пиксел. Пиксел имеет координаты (X и Y) и цвет (по умолчанию белый). Координаты отсчитываются с левого верхнего угла, т.е. пиксел, расположенный в верхнем левом углу имеет координаты (0,0).
Для того чтобы включить графический режим в Паскале, необходимо подключить его в разделе объявления модулей (USES). В этом уроке мы научимся запускать графический режим и выводить на экран точку.
Запуск графического режима в Паскаль. Вывод точки на экран.
В строке №2 объявляем модули CRT и GRAPH. Без этих модулей графический режим работать не будет.
В строке №3 объявляются переменные «gd» и «gm». Дело в том, что для работы графического режима в Паскаль необходимо указывать тип видеоадаптера, установленного на компьютере, а также режим работы для этого видеоадаптера (разрешение экрана). Первая переменная «gd» определяет тип драйвера адаптера, вторая – режим работы адаптера.
Cтрока №7. Если Вы не знаете о том, какой тип видеоадаптера установлен на вашем компьютере, то для переменной «gd» указывается значение «detect». Благодаря этому Паскаль определит драйвер адаптера автоматически. Для переменной «gm», которая отвечает за режим работы адаптера, мы не будем указывать значение. Поэтому режим работы адаптера будет выбираться с самым высоким разрешением (по умолчанию).
В строке №8 записывается процедура Initgraph. Эта процедура инициализирует (запускает) графический режим. В круглых скобках через запятую записываются переменные «gd» и «gm». Также здесь в кавычках необходимо указать путь к программе – драйверу с расширением bgi. По умолчанию, после установки Паскаль на компьютер эта программа – драйвер находится в директории fpc/units/i386-win32/graph. Для того чтобы не указывать путь к программе – драйверу (как в нашем примере) необходимо в директории fpc/units/i386-win32/graph скопировать 2 файла: graph.o и graph.ppu, и вставить их в директорию fpc/bin/i386-win32. Таким образом, эти файлы, отвечающие за графический режим, теперь находятся в текущей директории. И нам не нужно указывать к ним путь, достаточно поставить кавычки.
Строка №9 и №10 говорит о том, что если инициализация не была успешной, то программа остановится.
В строке №17 задаем процедуру, которая закрывает графический режим и делает экран снова текстовым.
Запомните эти строки (№2,3,7,8,9,10,17). Их можно использовать в качестве шаблона при написании программ, которые требуют запуска графического режима.
В строке №4 мы объявляем переменную color. В неё мы будем записывать значения для цвета пикселей. Всего в Паскале есть 15 различных цветов. Они обозначаются целыми числами от 0 до 15. Поэтому для переменной color мы указываем тип данных byte (целый тип 0…255).
Строка №11. Процедура Randomize инициализирует датчик случайных чисел.
В строке №12 начинается цикл, который повторяется до тех пор, пока мы не нажмем на какую-нибудь клавишу (строка №16) (until keypressed означает: до тех пор, пока не будет нажата клавиша). Цикл будет действовать на 3 оператора, которые находятся в строках №13 - №15.
В строке №13 мы присваиваем переменной color случайное число от 1 до 15, с помощью функции Random.
В строке №14 вызываем процедуру Putpixel. Эта процедура создает точку на экране в графическом режиме (Putpixel от англ. – поставить пиксел). В круглых скобках указываются координаты этой точки и ее цвет. В нашем примере координаты имеют значение (random (100), random(100)). Т.е. координаты будут генерироваться случайно. Цвет имеет значение «color». Он также генерируется случайно (строка №13). Как видите переменную «color» для определения цвета можно было не создавать. Достаточно было в строке №14 вместо «color» записать «random(15)». Таким образом, у нас получается, что процедура putpixel будет выводить на экран точку со случайными координатами и цветом.
В строке №15 вызывается процедура Daley. Прoцедура Daley используется для задержки действий в цикле. В круглых скобках указывается время задержки. Daley(1000) означает задержку в одну секунду. Таким образом, получается что точки (пикселы) будут выводится на экран с задержкой в 0,01 с.
После запуска программы откроется консольное окно программы Pascal, в котором ничего не будет, а через несколько секунд откроется 2-ое окно – графическое, где можно будет увидеть результаты работы программы.
Закрыть графическое окно можно, нажав на крестик в правом верхнем углу графического экрана, либо нажав на любую клавишу в текстовом режиме.
Предыдущая статья : Типизированные файлы в Паскаль.
Оглавление : Уроки Паскаль. Графика.
Следующая статья : Включение графического режима.
Комментарии
File not found(graph.tpu )
Почему пишет
File not found(graph.tpu )
у меня тоже так же пишет
Если другой Паскаль, то пишите какой.
P.S. До того как включить сам порылся в программе , покрутил цвета и делей :) Довольно забавно:)
Классно вышло)
Хотел сделать подсчет точек, но не вышло)
z=x^2/a+cos〖(x+b)〗^2
A=1.1 b=0.004 x=0.2
помогите составить.