Операции умножения и сложения в Pascal.

В данном уроке мы рассмотрим операции умножения и сложения в Pascal. Умножение в Pascal обозначается знаком «*», а сложение - знаком «+».

Использование program, begin…end, write, readln, Uses Crt, Clrscr.

В этом уроке мы напишем самую простую программу, состоящую всего из пяти строк. Эта программа будет выводить сообщение на экран. Для написания программы нам необходимо знать как работают операторы Write, Readln, а также понять для чего нужны ...

Ввод логических переменных с клавиатуры.

В отличие от переменных целого, вещественного или символьного типов данных, булевские переменные нельзя вводить с клавиатуры, их можно только выводить на экран. Однако можно использовать небольшую хитрость. Для того чтобы можно было ввести булевскую ...

Циклы и массивы

Поиск минимального и максимального элементов массива.

Одной из наиболее распространенных задач обработки массивов является поиск минимального (максимального) элемента.

Вложенный арифметический цикл.

Под вложенным арифметическим циклом понимают такую алгоритмическую структуру, при которой в тело одного цикла с параметром включен другой цикл со своим параметром.

Отличительной особенностью Паскаля от большинства процедурных языков является то, что все переменные должны быть инициализированы. То есть в разделе VAR переменным отводится место, а начальное значение этих величин специально не устанавливается. Поэтому после объявления массива необходимо его элементам задать необходимые значения. Широко используется три способа инициализации одномерного массива.

1. Если значения элементов массива определены до начала работы программы, то есть известны на этапе формулировки задания на программирование, то можно использовать следующий способ:

CONST A: ARRAY [1..10] OF REAL = (0.1, -15.3, 7, 0, -11.89, 4, -78,11.2, 1,0.01);

При таком объявлении массива в разделе констант вы заносите в одномерный массив А по порядку А[1] = 0.1, А[2] = -15.3,... А[10] = 0.01 вещественные числа, перечисленные в круглых скобках. При этом массив является массивом переменных, то есть в процессе работы программы можно менять содержимое любого разряда одномерного массива. Этот способ, конечно, является нарушением по стандарту Паскаля, однако очень часто используется на практике.
2. Второй способ применяется в том случае, если исходные данные необходимо ввести с клавиатуры в процессе выполнения программы. Поскольку одномерный массив представляет собой конечный набор однотипных элементов, пронумерованных с помощью индекса (переменной перечисляемого типа), то удобно использовать арифметический цикл (оператор FOR) для ввода значений непосредственно с клавиатуры. При этом можно предложить два равноценных приема. Предположим, в вашей программе сделаны объявления:
CONST
M=1;
N=15;
VAR
A: ARRAY[M .. N] OF REAL;
где M – нижняя, a N верхняя границы индексов. Первый способ ввода будет иметь инструкцию:
WRITELN('Введите массив А, из 15 вещественных чисел');
FOR I := М ТО N DO READ(A[I]);
При таком способе оператор может ввести все 15 чисел через пробел в одну строку и только затем нажать на клавишу Enter. Если он считает нужным, то он может вводить группы чисел (например, по 3 числа, чтобы не ошибиться) через пробелы и нажимать Enter. А можно вводить на каждой строке только по одному числу.
Второй способ ввода имеет вид:
FOR I := M TO N
DO BEGIN
WRITE('A[', I:1,'] = ');
READLN(A[I])
END;
Этот фрагмент программы позволяет вам вводить число непосредственно за подсказкой компьютера, курсор для ввода стоит через пробел за знаком равенства.
3. Третий способ заполнения используется для массивов малых размерностей и заключается в прямом присвоении в теле программы значений элементам массива. Например, допустимы следующие операторы:
FOR I := М ТО N DO А[I] := 0;

Пример 29. В результате измерения случайного параметра сформирован массив из N вещественных чисел. Вычислить эмпирическую среднюю

massiv

и среднее квадратическое отклонение

massiv.

Обозначим М = и S = ?, тогда алгоритм программы будет иметь вид.

massiv..

Как мы только что обсуждали, ввод массива — это инструкция, содержащая несколько операторов, в том числе оператор цикла FOR. Но здесь и во всех последующих примерах мы не будем уточнять способ ввода одномерного массива, оставляя выбор за программистом.


PROGRAM PR29;
CONST N=10;
VAR
X: ARRAY [1.. N] OF REAL;
I: INTEGER;
S, M: REAL;
BEGIN
WRITELN('Введите массив X, из', N:2,' вещественных чисел');
FOR I := 1 TO N DO READ(X[I]);
M:=0;
S:= 0;
FOR I := 1 TO N DO M := M + X[I];
M:=M/N;
FOR I := 1 TO N DO S := S + (X[I] - M) * (X[I] - M);
S := SQRT(S / (N - 1));
WRITELN('M - ', M :10:6,', S = ', S :9:6);
END.


Отображение на экране значений одномерного массива.


Если в результате работы вашей программы массив изменил свое состояние и необходимо значения каждого из его элементов отобразить на монитор, то можно воспользоваться любым из двух способов, описанных ниже. Предположим, в вашей программе сделаны объявления:
CONST M = 1; N=15;
VAR A: ARRAY [M .. N] OF REAL;

  • Тогда первый способ вывода элементов массива в строку будет иметь инструкцию:

WRITELN('Элементы массива А имеют значения:');
FOR I := М ТО N DO WRITE(A[I]: С: D,'');
WRITELN;
В этой инструкции первый оператор WRITELN сообщает оператору, какую информацию он увидит на экране. Второй оператор сформирует цепочку вещественных чисел, разделенных пробелами в формате: С: D. Третий оператор WRITELN переведет курсор на новую строку.

  • Второй способ обеспечивает вывод значений элементов массива в столбец, причем каждый из элементов будет идентифицирован:

FOR I := М ТО N DO WRITELN('A[', I:2,'] - ', А[I]: С: D);


Предыдущая статья: Массивы. Регулярные типы.
Оглавление: Лекции по Pascal.
Следующая статья: Индексы одномерного массива.


Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

   ГлавнаяПаскальЛекции по Паскаль